Открытие конференции. Слово тематического куратора. Архитектура конференции «ММСО.Директор школы».
За последние два года школа — с точки зрений процессов и отношений — существенно изменилась. И то, что еще вчера нам казалось константами, стало переменными, которые требуют переосмысления. Но чтобы двигаться вперед, необходимо определить, что в школе изжито и от чего мы могли бы оказаться? От какой точки мы отталкиваемся, строя сегодняшнюю и завтрашнюю школу?
В современной школе зачастую директор является администратором, который делегирует работу с содержанием учебного процесса своим заместителям и педколлективу. С одной стороны, в сегодняшних условиях у директора школы множество забот и он часто не может себе позволить погружаться в вопросы содержания образования. С другой же, без реального управления содержанием не получится создать «свою», отличающуюся от других, самобытную школу. Вопросы для обсуждения:
- что изменилось в содержании школьного образования в условиях динамически развивающейся сетевой среды?
- как проектируется образовательная программа и при чем здесь директор?
- как увидеть, что образовательная программа реально достигает заложенных в нее результатов?
- как связать образовательные результаты и методы их достижения?
- как перевести директора в позицию управления содержанием?
- Как и кем создается концепция школы, как определить ее качество?
- Каким образом появляется концептуальное видение качественной школы?
- Какое место в концепции школы занимает образ выпускника?
- Каким образом и при каких условиях можно создать целостную концепцию школы: кейсы практик.
- Как обеспечить на ее основе стабильное развитие организации и надо ли «перезагружать» концепцию?
Дискуссия строится на обсуждении следующих вопросов:
- что представляют собой ценности школы как организации?
- вокруг каких идей можно объединить педагогический коллектив?
- что помогает и что мешает директору школы организовать взаимодействие внутри педагогического коллектива на основе ценностей?
- какие эффективные управленческие практики помогают директору школы формировать внутреннюю культуру организации на основе ценностей?
- как управлять школой на основе ценностей?
Насколько и как школа умеет взаимодействовать с семьей? Как изменить роль родителей в диалоге? Попробуем ответить на вопросы:
- почему школа зачастую продолжает видеть родителя как помеху?
- что изменяется, если перевести родителя в позицию заказчика образовательной услуги?
- как превратить родителя в действительного партнера и в чем при этом выигрывает ребенок и школа?
При каких условиях школа становится центром социума?
- какие существуют продуктивные практики становления школы центром территории?
- как и на чем выстраиваются связи школы с местным сообществом?
- могут ли дети стать полноправными участниками становления школы центром социума и что в данном случае следует предусмотреть директору школы?
- каким образом взаимодействие с социумом влияет на образовательный процесс?
- как управлять школой с учетом внешней среды?
Обычно отношения учредителя и подведомственной организации (школы) строятся на основе руководства и подчинения. Не часто они носят характер содержательного профессионального диалога, в котором стороны стремятся слышать друг друга.
Возможна ли ситуация иная — когда не только школе необходимо исполнять поручения учредителя, но и последнему становится важно «слышать» школу? Как от одностороннего монолога перейти к субъект-субъектному диалогу или к полилогу?
- когда и при каких условиях школа является бизнесом?
- какие существуют управленческие практики по расширению бизнес-механизмов в управлении школой?
- какие правила и принципы менеджмента можно перенести на школу и как это работает?
- что получает школа при наличии такого подхода?
- есть ли у директора школы подобные компетенции и как их развивать?
- как помочь директору школы «упаковать» школу как продукт?
- можно ли управлять школой как бизнесом?
Жизнь директора школы проходит в вертикальной архитектуре: сверху — начальники, снизу — подчиненные, а между ними он один. В менеджменте это явление часто называют «структурным одиночеством руководителя», но от этого не легче: работу директора сопровождают волнение, тревожность, неудовлетворенность.
Одним из способов преодоления этого явления является выход в горизонтальные отношения, возможные только с равными, со своими коллегами. Это необходимо не только с личных позиций, но и как способ верификации качества своей работы, добровольной внешней оценки.
Каков мировой и отечественный опыт построения горизонтальных связей у руководителей?
Каковы факторы, позволяющие добиваться устойчивости горизонтальных связей и могут ли такие модели взаимодействия разрушаться?
Есть ли ресурс развития и жизни у сообщества директоров школ?
В последнее время для многих профессиональных областей стало органичной работа и взаимодействие в дистанционном формате. Сегодня уже очевидно, что несмотря на бурное развитие многообразных коммуникационных средств, школа при всех изменениях не перестанет быть местом очной встречи. А уж тем более сложно представить только дистанционное поведение директора. Между тем, и в работе директора появилось многое, что раньше требовало обязательного присутствия, а сегодня перешло в «цифру». Мы обсудим вопросы:
- директор в школе и директор онлайн: как почувствовать границу?
- цифровые инструменты управления школой, которые позволяют ее «видеть»
- как директору школы удерживать профессиональные связи без непосредственного физического взаимодействия?
- каким образом, используя цифровые инструменты управления школой, директор повышает свою эффективность?
Коммуникационная среда современной школы включает в себя не только межличностное взаимодействие, но и все многообразие сервисов: школьного сайта, социальных медиа-инструментов.
- Как, используя сервисы, выстроить отношения с различными субъектами: родителями, социальными партнерами, выпускниками?
- Можно ли управлять коммуникационной средой школы и как сделать это управление эффективным?
Директор знает, что каждый день в школе напоминает бочку с динамитом: мы не знаем, как воспримут тот или иной случай дети и взрослые, как наше слово отзовется и кого оно воодушевит или ранит. И недавняя история казанского «стрелка», как и другие похожие случаи, приводят нас к вечному вопросу: что и когда мы сделали не так?
Один из возможных ответов: чтобы ничего не «взорвалось», необходимо создавать атмосферу в школе, построенную на уважении к человеку. Но как это сделать?
Есть ли одинаковый для всех рецепт? Кто отвечает в школе за атмосферу? Почему у школы это не всегда получается? Можно ли рассматривать школьную атмосферу объектом управления?
Поговорим с директорами «атмосферных» школ.
Современная школа — гибкая и мобильная образовательная среда. Команда «Европейской гимназии» нашла ответы на вопросы: «Как сделать обучение интересным?», «Как чередовать онлайн- и оффлайн- технологии?», «Каким образом управлять школой, если у ученика нет обычного расписания из 6 уроков?»
Управленческая команда «Новой» уверена, что управлять современной школой интересно, если управлять сообща. А технологии горизонтального управления и распределенного лидерства — вполне успешные и действенные инструменты управления.
Итоги конференции «ММСО.Директор школы». Обсуждение с модераторами сессий самых интересных и спорных моментов. Предложение перспективных тем для годовой программы ММСО, адресованной директорам школ.